Домой Энциклопедия Личный опыт Как Лос-Анджелес почти сто лет боролся со смогом

Как Лос-Анджелес почти сто лет боролся со смогом

Мало кто знает, но в середине прошлого века жизнерадостный Лос-Анджелес – город бесконечного солнца и бесконечных пляжей – буквально задыхался от смога.

13
0
Лос-Анджелес

Самый высокий уровень загрязнения воздуха в Лос-Анджелесе пришёлся на сороковые-пятидесятые годы двадцатого века. Миллионы людей ездили по улицам на миллионах автомобилей, а усугубляла всё температурная инверсия – аномалия, при которой температура с увеличением высоты поверхности повышается, а не понижается. В таких условиях густой туман из дыма и копоти быстро образовывался и не рассеивался.

Январь 1948 года. Административный центр Лос-Анджелеса в пелене смога
Январь 1948 года. Административный центр Лос-Анджелеса в пелене смога

Однако со смогом Лос-Анджелес столкнулся гораздо раньше, задолго до Второй мировой войны. Сохранились свидетельства, что в 1903-м дым от фабрик настолько плотно окутал город, что жителям показалось, будто наступило солнечное затмение.
В период с 1905 по 1912 годы городской совет Лос-Анджелеса предпринимал ряд мер по борьбе со смогом, но город расширялся, промышленность развивалась – экологическая обстановка с каждым годом становилась только хуже.

Автомобильное движение на Голливудском бульваре
1940 год. Автомобильное движение на Голливудском бульваре. Посмотрите, какой дым идёт из выхлопных труб. Позднее Калифорния ввела собственную процедуру проверки автомобильных выхлопов старых автомобилей на токсичность, но случилось это только в 1984 году

Из-за всплеска массовой иммиграции в годы Второй мировой войны население Лос-Анджелеса резко увеличилось, из-за чего город превратился в огромный и бурно растущий автомобильный рынок даже в масштабах самой Америки. Автопарк стремительно рос, уровень выбросов тоже. Из-за особенностей рельефа Лос-Анджелес похож на огромный котёл, из которого смогу просто некуда было вырваться.

смог в Лос-Анджелесе
1955 год, загрязнение воздуха достигло пиковых значений. Зданий, расположенных в административном центре города, практически не видно. Фото: Джон Мэлмин, Los Angeles Times

Главную причину образования смога не удавалось выявить вплоть до пятидесятых. Задачу решил химик из Калифорнийского технологического института Ари Хаген-Смит, который первым понял, что основным источником смога является тропосферный озон. Он образуется, когда частицы несгоревшего топлива и углеводороды с нефтеперерабатывающих станций подвергаются воздействию солнечных лучей. Озон был причиной и других неудобств, на которые жаловались горожане: слезоточивости, проблем с дыханием и странного запаха отбеливателя на улицах.

В некоторые дни воздух был настолько загрязнён, что родители не отпускали детей в школу, а тренировки спортсменов проводились в закрытых помещениях. Фермеры, разводившие цитрусовые и сахарную свёклу, в бессилии наблюдали, как чахнет их урожай. Люди самого разного возраста толпились в поликлиниках с жалобами на аритмию и одышку.

Ещё одна проблема – помимо выбросов от автомобилей и предприятий – сами жители Лос-Анджелеса. Вплоть до конца пятидесятых горожане сжигали мусор прямо у себя на заднем дворе – в печах, подобных той, что на фото ниже (только меньших размеров). С 1 октября 1957 года варварский способ уничтожения мусора запретили.

мусоросжигающая печь
1 июля 1957 года. Мусоросжигательная печь в жилом квартале Лос-Анджелеса

Но автопроизводители не спешили помогать в решении проблемы. Им невыгодно было вносить какие-либо технические изменения ради одного штата, поскольку это увеличило бы стоимость машин. Впоследствии, под давлением общественности, стандарты токсичности выхлопов всё-таки будут приняты – но случится это только через двадцать лет.

Только в 1975 году американские власти обяжут автопроизводителей ставить на машины катализаторы. Именно каталитические нейтрализаторы станут первым шагом к позитивным изменениям экологической обстановки.

Но всё это случится только в будущем – а 22 августа 1964 года Лос-Анджелес и его окрестности признаются городом с самым высоким уровнем загрязнения в США.

В 1974 году в восточной части Лос-Анджелеса, пусть и в последний раз в истории города, был зафиксирован самый высокий – третий – уровень загрязнения воздуха. Концентрация озона достигла 0,51 миллионной доли (ppm). Рональд Рейган, который в то время был губернатором штата Калифорния, призвал жителей пользоваться личным транспортом только в случае крайней необходимости и ездить небыстро – чтобы снизить выбросы в атмосферу.

Спустя десять лет, в 1984 году, в Калифорнии вступит в силу программа по контролю за уровнем смога. В рамках этой программы будут выявляться автомобили, которые необходимо привести в соответствие со стандартами по уровню выбросов.

В 1987 году Управление по контролю качества воздуха примет новые административные меры для борьбы со смогом. Компаниям, где работало более 100 человек, предписано ввести систему поощрения для тех сотрудников, которые пользуются общественным транспортом или объединяются и группами ездят на работу на одном автомобиле (карпул). Но особой поддержки эта идея не найдёт: работодатели считали, что менять привычки и личные предпочтения сотрудников – не их дело. В итоге инициатива просуществует всего несколько лет.

В 1993 году Управление по контролю качества воздуха провело первый эксперимент рыночного подхода к борьбе со смогом – появилась программа RECLAIM, в рамках которой предприятиям, не укладывающимся в экологические нормы, разрешалось «докупать» послабления по выбросам у конкурентов, которые заранее озаботились модернизацией производства.

В 1996 году группа автопроизводителей, которую на американском рынке называли «Большой Семёркой» (GM, Ford, Chrysler, Nissan, Toyota, Honda, Hyundai), заявили о готовности перейти на производство автомобилей, которые вообще не выбрасывают вредных веществ в атмосферу. Концерн GM даже выпустил электромобиль EV-1, который можно было купить только в Калифорнии и Аризоне – и только на условиях лизинга.

Но в 2003 году автопроизводители передумали: требования штата Калифорния к нулевому уровню выбросов были в судебном порядке отменены, и все вернулись к машинам с ДВС. Что же касается электромобиля EV-1, то его лизинговая программа свёрнута в том же 2003 году. Концерн GM уничтожил все машины (а их было больше 1100 штук), оставив только два экземпляра для музея.

Панорама центральной части Лос-Анджелеса
2005 год. Панорама центральной части Лос-Анджелеса

Впрочем, к началу нулевых меры, предпринятые для борьбы со смогом, начали приносить заметные плоды. В течение 2000 года в городе ни разу не был объявлен даже первый, самый базовый уровень загрязнения.

Для сравнения, в 1990 году этот уровень держался в общей сложности 42 дня – в это время людям с заболеваниями дыхательного аппарата настоятельно рекомендовали не выходить на улицу. На протяжении семидесятых-восьмидесятых высокий уровень загрязнения воздуха в Лос-Анджелесе сохранялся в среднем 200 дней из 365: в некоторые летние дни концентрация озона достигала 0,3 миллионной доли (ppm).

Сегодня предельный уровень концентрации сократился втрое, при том что численность населения и суммарный пробег автопарка штата удвоились. Благодаря введению жесточайших норм выброса – речь идёт в том числе об Актах о чистом воздухе 1970 и 1977 годов – уровень загрязнения в Южной Калифорнии с 1970 года упал на 70 процентов.

В настоящее время Лос-Анджелес практически полностью победил проблему загрязнения воздуха, а Калифорния входит в десятку самых чистых штатов.

Материал: mag.auto.ru
Использованы фотографии из архива Los Angeles Times

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

74 + = 76